Проектная деятельность

    Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности. Взрослым важно освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; до­стичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

    Предварительная работа  по мероприятиям проходила согласно проекту,  как с родителями - обсуждение ролей, сценариев, репетиции, так и с детьми, - разучивали стихи, песни, танцы. 

Проект «Осень, осень, в гости просим»

    Цель: формировать интерес к осени, как времени года.

    Задачи:

1.     Уточнить  понятие  детей  о времени  года;

2.     Развивать  познавательный интерес, умение наблюдать.

3.     Вызывать желание общаться с природой.

4.     Воспитывать любовь к родному краю.

    Участники проекта:

    Педагоги, дети.

    Реализация проекта включает в себя следующие мероприятия:

    Цикл занятий об осени: «Фрукты», «Овощи», «Листья начинают желтеть», «Дождик, дождик, веселей», «Осень – грустная пора», дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Вершки – корешки», «Чего не стало?», «Попробуй на вкус», беседы, чтение и заучивание произведений на осеннюю тематику, прогулки и наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, разучивание песен, танцев, продуктивную деятельность.

  Подведение итогов:

    Оформление выставки рисунков «Наш богатый урожай», проведение осеннего праздника.

 

Творческий проект по взаимодействию с родителями «Мамин день в календаре»

    Проблема:

    Определяющим фактором  успешной работы с родителями считается изменение способов взаимодействия ДОУ и семьи. Сотрудничество необходимо строить  на совершенно новых отношениях, при которых семья рассматривается на равных позициях, таких как субъект-субъект. Поэтому использование других форм работы – создание выставочного центра - стало для нас не только повышением активизации творческого потенциала родителей, но и явилось решением другой проблемы - оформлением  фойе группы. Возникновение идеи создания этой формы работы с родителями в нашем детском саду связано с пассивностью родителей воспитанников, их малой активностью в жизнедеятельности ДОУ. Зная, что некоторые родители увлекаются рукоделием, конструированием из различных материалов, вязанием, захотелось привлечь их к работе и показать их таланты другим.

    Цель проекта:

    Активизация творческой деятельности родителей, привлечение к участию в деятельности образовательного учреждения.

    Задачи проекта:

  •     Привлечь родителей к активному участию в жизнедеятельности детского сада.
  •     Раскрыть творческие способности родителей.
  •     Создать дополнительные условия для творчества родителей.
  •     Развивать способности родителей к рефлексии,  созданию эмоционально – благоприятного климата  и взаимооценке в процессе анализа продуктов художественной деятельности.\
  •     Создать оформление фойе группы.

    Вид проекта – творческий

    Продолжительность проекта - краткосрочный

    Участники проекта - родители и педагоги, дети.

    Совместная деятельность детей и педагогов: интегрированные занятия, заучивание стихотворений, разучивание песен и танцев, подготовка подарков для мам, участие в празднике.

    Деятельность родителей: изготовление творческих работ для выставки, репетиции, подготовка к конкурсным заданиям, участие в празднике и в совместном чаепитии с детьми.

    Деятельность педагогов: оказание помощи команде участниц, оформление выставки работ, оформление зала для праздника, подготовка к чаепитию, подготовка благодарностей и призов за участие мамам, участие в празднике.

    Предполагаемый результат: повышение родительской активности; выявление творческих способностей родителей; создание оформления в фойе, участие родителей и детей в празднике и создание эмоционально – благоприятных взаимоотношений.

    В течение ноября в фойе группы работал выставочный центр, где размещались работы, выполненные родителями и педагогами. В основу проекта лег день календаря в ноябре – Международный День матери и выставка «Руки мамы золотые» была посвящена именно ему. Приглашая родителей к сотрудничеству, поместили объявление о предстоящей работе и определили способы подведения итогов. В выставочном центре  можно было увидеть и игрушки, сделанные своими руками, и вязаные носочки, рукавицы, сарафан, картины вышивкой и даже из крупы. Действительно, фантазия наших мам безгранична, а руки золотые. Параллельно шла подготовка к празднику « Современная мама». Воспитатели группы - Сердитова Светлана Степановна  и Сердитова Анна Степановна работали не только с родителями, но и с детьми. Проводилась работа по заучиванию стихотворений о маме, интегрированные занятия, репетиции по подготовке номеров к празднику, изготовление подарков для мам. К нему были выбраны  команда участниц, которые должны подготовить визитную карточку группы, костюм гардероба, приготовить и защитить выпечку, сделанную своими руками и художественный номер. С нашей группы в команде участвовали: Сидорова Галина Витальевна, Кетова Ирина Александровна, Ситникова Екатерина Николаевна, Попова Екатерина Александровна. Праздник  состоялся и зал, нарядно украшенный, был переполнен зрителями и гостями. Все конкурсы прошли достойно, и наша команда заняла первое место. Всем участницам конкурса и выставки были вручены небольшие призы и благодарности. Родители  получили заряд энергии, бодрости и очень довольны праздником, который завершился чаепитием с детьми и от души благодарны за этот праздник, о котором родители оформили отзыв. 

Проект «В лесу родилась елочка»

    Цель: создание радостного настроения, положительных эмоций в ожидании праздника Нового года, формировать новый коллективный  опыт совместной творческой деятельности между самими взрослыми.

    Задачи:

  1. Развивать творческое воображение участников процесса.
  2. Привлечь родителей к совместной  работе по изготовлению костюмов, декораций, бутафории для проведения праздника.
  3. Способствовать формированию активности в оформлении вернисажа «В саду родилась елочка…».
  4. Побуждать участие в новогоднем празднике «Заводные игрушки».
  5. Развивать коммуникабельность и умение показать театрализованное представление для детей.

    События проекта:

    Организация конкурса семейного дизайнерского творчества «В саду родилась елочка». Родителям было предложено создать своими руками елочку. Проявлению фантазии и творчества не было предела. Фойе украсили елочки из разноцветной мишуры, конфет, серпантина, вязанные и денежные, из шишек.

    Проведение праздника «Заводные игрушки». Дети разучивали стихи для Деда Мороза, водили хороводы и пели песни возле елки, играли разные игры со Снеговиком и Снегурочкой. Родители готовили костюмы и подарки  для детей.

    Театрализованное представление для детей «Сказка под Новый год», позволяющее продлить праздничные ощущения. Родители после новогодних каникул показали кукольный театр, где  декорации и куклы были сделаны своими руками.

    Результаты:

    Родители проявили творчество и активность в конкурсе, в итоге которого в фойе развернут  вернисаж самых разнообразных елочек. Всем участникам  вернисажа вручены памятные сувениры и благодарности.

    Такого рода культурно – досуговая деятельность позволяет сплачивать детей и взрослых, создает благоприятный эмоциональный настрой от ожидания праздника, оставляет  самые светлые и радостные воспоминания в жизни.

    Подготовка и показ театрализованной деятельности позволяет сплачивать детей и взрослых, между ними возникает полезное сотрудничество.


  

    Проект: «СЕМЬ + Я = СЕМЬЯ»

    Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным,   гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой – либо деятельности.  Современные федеральные государственные требования, изменение культурного уровня, степень педагогического просвещения родителей, побуждают использовать наряду с традиционными  новые методы и формы взаимодействия МБДОУ и семьи.  Для успешной реализации ФГОС ДО должны быть обеспечены психолого – педагогические  условия, и одно из них – поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность. Но проблема состоит в том, что не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними,  т.к. ссылаются на загруженность, нехватку времени, недостаточный интерес  об особенностях жизни и деятельности детей в детском саду. Есть риск  трудного  привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей  и  участие одних и тех же семей в жизни и деятельности ДОУ. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка, а детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. И как будет налажен этот контакт между дошкольным учреждением и семьей, в дальнейшем будет  зависеть уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Так возникла идея проекта.

    Идея проекта:

    Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Надо признать, что конечно можно начать сразу с новых, инновационных форм работы: пресс-конференции, семинары-практикумы и т.д., но эти формы работы приветствуются с большой аудиторией родителей. Вновь прибывшие родители младшей группы, только знакомятся с деятельностью детского сада. И на первом этапе  необходимо наладить тесное сотрудничество,  взаимопонимание между педагогами и родителями – только так можно добиться высоких результатов. Основу проекта  составили совместные мероприятия конкурсного характера. Подготовка и проведение конкурсов позволили увидеть родителей в другом формате (активные, эмоциональные, творческие, сопереживающие, креактивные, заинтересованные, ответственные…) Благодаря этому проекту пришли к выводу, что “конкурсное движение”, акции - перспективная форма сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Данное направление – концептуальная основа нашего проекта.  Таким образом, пришли к выводу, что необходим проект взаимодействия родителей с МБДОУ через “конкурсное движение”.

    Цель проекта:

    Активизация творческой деятельности родителей, вовлечение к участию в деятельности образовательного учреждения, оказывая помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.    

    Задачи:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; 
  2. Создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение конкурсных мероприятий для всех участников проекта; 
  3. Развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
  4. Повышать педагогическую компетентность родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    Участники проекта:

    Педагоги, воспитанники и их родители.

    Срок реализации:

    Первое полугодие образовательного процесса (сентябрь  - январь).

    Ожидаемые результаты:

  1. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами, ситуаций приятного совместного досуга с участием семей.
  2. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности; 
  3. Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
  4. Повышение уровня педагогической компетентности родителей; 
  5. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
  6. Положительное общественное мнение родителей о работе педагогов ДОУ.

    Мероприятия:

  1. Родительские собрания;
  2. Посещение семей воспитанников;
  3. Информационные стенды;
  4. Беседы, консультации;
  5. Субботники по благоустройству площадки, чистке снега, созданию развивающей среды на участке;
  6. Проведение совместных праздников: «День бантов и галстуков», «День матери», «Новый год»;
  7. Проведение конкурсов: «Осень богата дарами», «Мамины руки не знают скуки», «Новогодний сюрприз»;
  8. Кукольный театр для детей «Маша и медведь»;
  9. Анкеты и опросы;

    Особое место отводится родительским собраниям. На них можно обсудить актуальные темы, семейный опыт воспитания, задать волнующие вопросы. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Использование ИКТ в работе дает возможность обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи. Презентация «День Любознаек» для знакомства родителей с образовательной деятельностью показывает (фрагментарно) не только все виды деятельности, но и индивидуальную работу по развитию личности каждого ребенка. Привлечение родителей к воспитательной работе в ДОУ дает и использование мультимедийной доски  в образовательной деятельности, на  собраниях. Так, презентация «Игрушки для группы» предложена родителям с целью помощи в изготовлении поделок к объявленным конкурсам «Поделки с папой» к 23 февраля и «Сюжетно – ролевая игрушка» к 8 Марта. А на странице  в контакте группы  «Любознайки» родители имеют возможность узнать новости, обмениваться информацией, оперативно получать сведения, высказывать свои новые идеи и предложения.

    При посещении семьи выясняли условия жизни и воспитания ребенка, психологический климат  и атмосферу: кто и как из членов семьи ведет себя, поддерживает разговор, насколько глубоко обсуждаются поднятые вопросы.

    Просвещение родителей основано на оказании своевременной информационной помощи семьям по тому или иному вопросу воспитания. Их вниманию представлена различная информация  на стендах, уголках для родителей, в папках – передвижках. Здесь разработаны рекомендации и советы по различным вопросам: по питанию и закаливанию, по заболеваниям и оздоровлению, по организации прогулки, по вопросам самообслуживания и другие.

    Если на родительском собрании можно обсуждать темы и вопросы с большим количеством родителей, то консультации и беседы предназначены для индивидуальной работы  или с подгруппой родителей; главная цель – оказать своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, дать квалифицированный совет.

    Не остаются родители пассивными зрителями и в создании предметно – развивающей среды в группе и на участке. Оформляя пространство группы, они помогают с приобретением оборудования, игр, мебели. Ежегодно участвуют на субботниках по благоустройству участка, в постройке снежных фигур и их украшении.

    Родители являются и первыми помощниками в подготовке праздников и развлечений. Костюмы, оформление, репетиции, непосредственное участие в самом представлении и празднике – и он удался: положительный эмоциональный настрой получают  дети, и, конечно  сами родители. Например, к празднику «День бантов и галстуков» было домашнее задание – подготовить «Визитную карточку семьи». Этот праздник был самым первым и организован с целью знакомства родителей друг с другом. Каждая семья подготовила свои «изюминки». На празднике «День Матери» наша команда мам выступила достойно во всех играх. А в «Новый год»  родители в различных ролях.  Дед Мороз, Снегурочка, звери: лисичка, мишка, зайчик, белочка, волк и ежик устроили для детей настоящий карнавал.

    Активное участие принимают родители в различных конкурсах – акциях.  Выставки работ позволяют знакомиться с продуктами деятельности и творчества, сделанными руками родителей, раскрыть их творческий потенциал. Конкурсная деятельность носит характер сотрудничества. Конкурсы, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны педагогов на каждом этапе реализации. Так, помогая найти  тему или даже провоцируя ее возникновение, вызывается интерес к конкурсу, и родители вовлекаются в совместную деятельность.

    Предложили родителям показать кукольный театр для детей «Маша и медведь». Родители откликнулись, и, собравшись на очередную репетицию, решили в конце угостить детей сладкими призами от героев сказки: Маши, медведя, Дедушки, Бабушки, подружки и собаки.

    Анкеты и опросы родителей помогают дополнительно изучить взгляды на различные аспекты воспитания. В проводимой анкете по изучению удовлетворенностью образовательной деятельностью в группе, получили данные о взглядах родителей по разным аспектам и еще раз убедились, что работа ведется в правильном направлении и родители удовлетворены качеством воспитательно-образовательного процесса (оптимальный уровень оценили 70% родителей, удовлетворительный – 30%, критический – 0%).

    В целом проводимые мероприятия   помогают создать эмоциональную связь и  доверительные отношения с родителями, показать, как много талантов у наших детей и родителей, и что они с удовольствием откликаются на сотрудничество.

    Условия реализации:

    Для успешной реализации проекта должны быть созданы условия:  

  1. Осознание важности и значимости предсто­ящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
  2. Включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
  3. Ориентация на интересы и потребности се­мьи, родителей и детей, обеспечение им воз­можности добиться положительных резуль­татов, успеха в работе; 
  4. Раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою инициативу  и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

    Для любой деятельности всегда важен мотив. Когда родителям сообщалось о мероприятии, то обозначалась важность и значимость их участия. Например, малыши не могут на прогулке передвигаться по глубокому снегу, тонут, плачут и прогулка превращается в мучение. А зима в этом году очень снежная. Родители, осмыслив это, приобрели лопату,  составив график, чистят по утрам площадку. Предложили организовать субботник по постройке снежных фигур, мотивируя тем, что детям на прогулке важна двигательная активность, чтобы не мерзнуть и не заболеть. Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок болел. Итог – субботник состоялся, а горка, снеговик для метания, ворота для подлезания, козлик не дают скучать, дети постоянно двигаются от одной фигуры к другой.

    В каждом мероприятии важна поставленная цель: детям – участие в празднике, чтобы поздравить маму, выучить стих, чтобы получить подарок от Деда Мороза; а родителям, чтобы праздник состоялся, понравился и прошел весело. Поэтому целеполагание и планирование являются неотъемлемой частью любого мероприятия.

    В проводимых мероприятиях учитывали интересы семьи, настраивали на положительный результат. Так, мама воспитанника заняла 1 место в конкурсе «Осень богата дарами», но боялась участвовать в конкурсе «Мамины руки не знают скуки», т. к. не умела вязать. Предложили сделать другую поделку, а критерии оценки как раз учитывали поделки: вязание, шитье, вышивание и т. д.  В итоге проведенного конкурса, она связала сыну носки, о чем с гордостью заявила, что научилась вязать.

    Конкурсы предоставляли возможность раскрыть индивидуальность и  инициативу каждому. В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам, получая, таким образом, мощный толчок развития. Все конкурсные работы были неповторимы, красивы. Привлекая через конкурсную деятельность к мероприятиям неблагополучную семью нашей группы, пришли к положительным результатам. Из 3 конкурсов – участие этой семьи в двух последних, участие в Новогоднем празднике в роли, участие в показе кукольного театра для детей, участие в субботнике по постройке снежных фигур.

    Этапы работы:

    I. Подготовительный этап

    Педагогическая деятельность:

        - планирование и разработка  мероприятий;

        - составление сценариев совместных мероприятий;

        - оформление выставок  конкурсов;

    Взаимодействие с родителями:

        - обсуждение сценариев, разучивание ролей, репетиции, оформление зала, подготовка подарков для детей.

        - консультация “Развитие творческих способностей”;

        - практикум “Творим всегда, творим везде”;

        - творческая мастерская по изготовлению  декораций, костюмов для праздников, поделок для конкурсов.

    Работа с детьми:

        - чтение художественных произведений;

        - заучивание стихов и текстов;

        - разучивание песен и танцев;

        - рассматривание иллюстраций;

    II. Формирующий этап

    Педагогическая деятельность:

        - объявление о предстоящем  мероприятии;

        - создание условий для успешной реализации конкурсов;

        - обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ;

        - организация встреч с участниками мероприятий, оказание необходимой помощи;

        -выбор жюри;

    Взаимодействие с родителями:

        - участие родителей в проведение мероприятий;

        - фотосъемка и видеосъемка мероприятий;

        -  практическая деятельность;

    Работа с детьми:

        -Участие в совместных праздниках;

    III. Итоговый этап

    Педагогическая деятельность:

        - сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов  с итогом;

        - обобщение материалов проекта;

        - создание слайдовых презентаций.

    Взаимодействие с родителями:

        - сбор информации по итогам “конкурсного движения” (беседы, опрос, отзывы);

        - оценка эффективности работы в совместных мероприятиях;

        - презентация проекта;

    Работа с детьми:

        - создание фотоколлажа  по итогам участия в совместных мероприятиях; 

    На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.