Развитие мелкой моторики

    «Инновационное использование нетрадиционных техник, нестандартного оборудования и пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики  и координации движений  рук у детей».

    В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

    Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем  в сочетании со зрительной в выполнении  мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.      

    Меня заинтересовали упражнения, связанные с развитием пальцев рук детей. У большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых легких упражнений замедленный.

    Все это подтолкнуло меня к работе над развитием мелкой моторики рук у детей. А так как работу начинала с малышами, то основной формой  моего взаимодействия с детьми  стала совместная деятельность. Данная система инновационной работы с детьми представлена в игровой форме, доступной для восприятия детей. Игра для детей – это сама жизнь. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть.

     На основе собственного педагогического опыта разработана следующая система практической работы по развитию мелкой моторики.

    В работе ставила такие задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук;
  •  Развивать речь детей, вырабатывать правильное звукопроизношение;
  •  Формировать  познавательную  активность  и творческое  воображение детей;
  •  Развивать зрительное, слуховое  восприятие, мышление.    

    Главные условия решения этих задач: повысить у детей интерес к пальчиковым играм, сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной и сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Игры проводятся несколько раз.

    «Пальчиковые игры» – культурное наследие немецкого народа, почти забыты в настоящее время. Однако заметим: история существования их исчисляется столетиями.

   Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить в семье, в детских садах и яслях. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают объективную реальность окружающего мира: предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Сошлемся на пример известной «сороки-воровки», которая кашку варила, деток кормила… Ведь не раз мы с вами убеждались, с каким интересом реагирует ребенок, когда кто-либо из нас, загибая детские пальчики, приговаривает эти строки. Почти идентична этой рифмовке немецкая, рассказывающая о пальцах. Вот ее примерное содержание:

    Большой пальчик сливы трясет,

    Второй их собирает,

    Третий их домой несет.

    Четвертый высыпает.

    Самый маленький – шалун

    Все, все, все съедает.

    Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «под», «над» и т. д. Особенно важны для развития и воспитания детей элементы творчества, которые возникают во время «пальчиковых игр». Это обстоятельство позволяет без специального реквизита инсценировать рифмовки и рифмованные истории.

    Если ребенок усвоит одну какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других рифмовок, песенок и рассказов. Дети от года до двух лет воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые производятся двумя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. Четырех - пятилетние дошкольники предпочитают игры с множеством событий. Более того, охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом – мелкими предметами, домиками, пластмассовыми 
шариками.

    Использовались различные методы и формы работы. Пальчиковые игры проводились на НОД (как физминутки) и в режимных моментах. Они оформлялись разнообразным самодельным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками, своеобразным кукольным театром на пальцах (из колечек, из катушек, из трубочек, из бросового материала и сшитые из ткани родителями). 

    Для укрепления и развития руки и координации движений проводилась гимнастика для рук, массаж пальчиков, занятия по рисованию и лепке, застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнуровок и ленточек, игры с мозаикой и различными конструкторами, вырезание, игры  в пазлы, пересыпание круп, завязывание узелков. 

    Для  развития мелкой моторики рук использую не только  традиционные игры, методы и приемы,  но и  нетрадиционные. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

    К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна для рук, использование природного материала (шишек, орехов).  Детям интересно рисование  песком, крупой, применение различных бытовых предметов (прищепок, веревок, бус, пуговиц, бросовый материал  и многое другое).  

    Сухой бассейн для рук может служить средством для развития моторики и координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне. Малыши найдут на дне сухого бассейна что-нибудь особенное и испытают новые ощущения!

    Рисование песком, крупой очень нравится детям. В ящике (можно на любом подносе) ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки.

 

    Игры с пуговицами, пробками, кнопками, молниями, застежками, шнуровками. Воспитатель показывает детям, какие действия можно выполнить с этими предметами, а затем предлагает ребятам самостоятельно застегнуть, расстегнуть их, шнуровать или выложить узор из пуговиц, нащупать пробки в мешочке. 

    "Игры - моталочки" - эти полезные соревновательные игры для детей дошкольного возраста. Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координацию и  быстроту  движений. В этих играх часто использую социо – игровую технологию, когда дети объединяются в пары, в подгруппы по несколько человек и устраивают 
соревнования.

    Игры с бусами.

    В настоящее время  меня заинтересовала  авторская  методика Майи Ивановны Родиной «Бусоград». Майя Ивановна предлагает систему игр и упражнений с бусами для использования в работе с детьми 2 – 7 лет для развития мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков, освоения сенсорных эталонов, а также воспитания положительных качеств личности: внимания, терпения, фантазии и других качеств. Книга Майи Ивановны называется « Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки». Сначала шло непринужденное знакомство с бусами, которые висят в уголке ряженки. Дети крутят их в ручках, перебирают пальчиками бусинки, надевают их на себя и друг друга, прихорашиваются перед зеркалом.

    Знакомясь с бусами, перебирая их, дети одновременно повторяют  и закрепляют  цвета, форму,  их величину. Проговаривая слова игр и упражнений, развивается речь. Дети учатся говорить чисто и выразительно, у них вырабатывается дикция. Можно сочинять удивительные истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Игры и упражнения использую, как динамические паузы между занятиями.  Они развивают координацию движений обеих рук в соответствии со словами игр.

    С помощью бус можно «рисовать» фантастические картины. Дети удивляются и радуются своим « рисункам». Порой они задумывают одно, а получается совершенно другое.  

 

    В этих играх также использую социо–игровую технологию, когда у детей есть возможность объединиться по двое, трое или подгруппой. Детям дается возможность договариваться, составлять план совместных действий и вместе его осуществлять. 

    В ходе совместной деятельности взрослого и сверстников развивается общение, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к самостоятельной деятельности со сверстниками. Дети учатся договариваться друг с другом, придумывают свои игры и упражнения, сочиняют и показывают удивительные истории, в ходе этих игр развивается внимание и терпение.

  

     В процессе взаимодействия с детьми создавала такие ситуации, которые ориентируют на личностное развитие: ситуацию успеха, ситуации, обращенные к личному опыту ребенка, выбора задания, способа его  выполнения, партнера по деятельности. Все это предоставляло  ребенку возможность реализовать себя как личность и ставило перед необходимостью самому принимать решения, проявлять волю для достижения цели и выражать свою индивидуальность. Старалась предоставлять ребенку право выбора  (кукол для пальчиков, материалы для рисования, право выбора игр, партнера и т. д.)

    Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но  образному мышлению, восприятию, координации движений в  целом.