Здоровьесбережение детей

Перспективный план по сохранению и укреплению здоровья воспитанников группы.        

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

Проведение утренней гимнастики

Ежедневно

Воспитатели

Организованная образовательная область «Физическая культура»

3 раза в неделю

Воспитатели

Прогулки 

Ежедневно

Воспитатели

Подвижные игры и упражнения

Ежедневно

Воспитатели

Закаливающие процедуры:

 

- облегченная форма одежды в организованной деятельности и утренней гимнастике;

-умывание и обливание до локтя прохладной водой, обливание ног;

- ходьба по солевым дорожкам

- ходьба по массажным дорожкам и ребристой доске для профилактики плоскостопия;

- сон без майечек;

Ежедневно (в зависимости от температуры воздуха):

Ежедневно по утрам

 

 

Ежедневно по утрам

 

Ежедневно после сна

 

Ежедневно после сна

Воспитатели

Витаминизация пищи:

- чай с витаминами;

-чай с медом и лимоном;

-введение в рацион чеснока и лука;

-введение в рацион фруктов и овощей в виде салатов;

Осенне-весенний период (ежедневно)

Медицинская сестра, повара

Проведение спортивных развлечений:
«Волк и семеро козлят»,
«В поисках потерянной сказки» и другие

1 раз в месяц

Воспитатели, физинструктор

Проведение физкультурных досугов:

 «Два жадных медвежонка»

«Лучше папы друга нет»

«Три поросенка»

1 раз в квартал

Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор

Скачать: План по здоровью.docx

 

Тематический  план "НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ"

  • Понедельник: "День чистоты"

    Утро: дидактическая игра: " Кукла умывается"; игра-беседа, посвященная закреплению знаний о личной гигиене "Путешествие в страну Чистоты".

    Прогулка: Игры с бегом: "Самолеты"; игры с прыжками: "Зайцы и волк"; игры с бросанием и ловлей: "Брось - поймай"; на ориентировку "Кто ушел?"

    Вечер: Рассказывание воспитателем произведения С. Маршака "Мойдодыр".

  • Вторник: "В сказку за здоровьем"

    Утро: подвижные игры: "Лошадки", "Лохматый пес».

    Физкультурное занятие: «В сказку за здоровьем» (физинструктор).

    Прогулка: самостоятельная двигательная деятельность.

    Вечер: Показ театрализованного представления "Вова умывается" (школьники из самодеятельного театра).

  • Среда: "Я и дома и в саду с физкультурою дружу"

    Утро: хождение по сенсорным дорожкам.

    Музыкальное занятие (интегрированное) "Музыка Здоровья" (музыкальный руководитель).

    Прогулка: подвижные игры: "Цветные автомобили", "Лиса в курятнике", "Котята и щенята", "Сбей кубик", "Прятки".

    Вечер: Встреча с доктором Айболитом: «Про здоровье мы все знаем» (медицинская  сестра).

  • Четверг: "Вместе весело шагать"

    Утро:  Игры с кольцебросами; дыхательное упражнение "Сдуй листочек".

    Физкультурное занятие - "Быстрые ноги, ловкие руки" (физинструктор).

    Прогулка: подвижные игры: "Сбей кеглю", "Найди свой цвет", "Мыши в кладовой".

    Вечер: просмотр мультфильма "Федорино горе".

  • Пятница: "В здоровом теле - здоровый дух!"

    Утро: рассматривание иллюстраций на спортивную тему.

    Музыкальное занятие - "Солнышко смеется" (музыкальный руководитель).

    Прогулка: подвижные  игры: "Кролики", "По ровненькой дорожке", "Бегите к флажку", "Попади в круг"

    Вечер: спортивное развлечение совместно с родителями «Два жадных медвежонка».
 

Скачать: План Недели здоровья.docx

    В здоровьесбережение включаем технологию  проектной деятельности. В презентации «Формирование потребности в двигательной активности и навыков охраны личного здоровья» раскрыта работа  по физическому развитию. 

         Проект «Формирование потребности в двигательной активности и навыков охраны личного здоровья»

    Обоснование проблемы:

    Формирование потребности в двигательной активности и навыков охраны личного здоровья.

    Цели:

  • Приобщать детей к здоровому образу жизни
  • Поощрять потребность в самостоятельной двигательной активности

    Задачи:

  • Укреплять здоровье детей.
  • Создавать условия для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни ребенка.
  • Выявлять интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовывать их через систему спортивно – оздоровительной работы.
  • Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщать их к здоровому образу жизни.
  • Создание предметно – пространственной среды в группе и на участке.

    Технология внедрения проекта:

  • Подготовительный - непосредственное выявление семей, ведущих здоровый образ жизни, налаживание тесной связи  с родителями и обмен опытом;
  • Основной - реализация задач   проекта;
  • Заключительный - подведение итогов и обобщение результатов работы.

    Состав участников:

  • Педагоги
  • Медсестра МБГУЗ
  • Родители
  • Воспитанники
  • Обслуживающий персонал детского сада

    Формы работы:

  • Просветительская и консультативная деятельность, информационные стенды, уголки здоровья, родительские собрания;
  • Диагностика физического и психического состояния ребенка;
  • Участие родителей  в работе  по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через организацию недели открытых дверей и посещений родителями занятий , дней здоровья, физкультурных праздников и развлечений; 
  • Утренняя гимнастика, физкультурные занятия;
  • Физминутки на занятиях;
  • Оформление предметно – развивающей среды;
  • Воздушные ванны в течение всего года;
  • Сон без маек, гимнастика после сна;
  • Солевые и массажные дорожки, босохождение;
  • Сквозное и форточное проветривание;
  • Проведение подвижных игр; 
  • Индивидуальная работа по развитию физических качеств и  навыков;
  • Прием витаминов, использование фиточая, профилактический прием иммуномодуляторов (оксолиновой мази для носа); сбалансированное питание; вакцинация против гриппа; потребление фитонцидов (чеснока, лука), соков и фруктов;
  • Ежегодное наблюдение специалистами МБУЗ «Прилузская ЦБ», МБУЗ «Летская ЦБ»;
  • Ежедневные прогулки, экскурсии;
  • Посещение воспитанников на дому, знакомство с условиями их жизни.
  • Ингаляции с травами. 

    Результат:

  • Создание предметно- пространственной среды в группе, на участке детского сада.
  • Повысить уровень самостоятельной двигательной активности детей.
  • Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.

Скачать: Презентация Формирование потребности.pptx (2 MB)

 

Методические рекомендации родителям по здоровьесбережению детей

          Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

    «Как сохранить хорошее зрение?»

      Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять его. Потеря зрения, особенно в детском возрасте, — это трагедия. Поскольку организм ребенка очень вос­приимчив ко всяким воздействиям, именно в детстве разви­тию зрения должно быть уделено особое внимание. Большое  значе­ние для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в старшем возрасте — читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения.

    Надо помнить:

•   Общая продолжительность занятий в течение дня суммарно не должна превышать 40 мин в возрасте от 3 до 5 лет и одного часа и 6—7 лет. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться через каждые 10—15 мин для отдыха глаз с использованием переключения. Следует предоставлять детям воз­можность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

•   Очень важно обучить ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Помните, что длительные просмотры теле­передач или занятия на компьютере оказывают вредное воздействие на зрение. Длительность непрерывного просмотра телепередач или занятий на компьютере для дошкольников не должна превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора — от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно толь­ко, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.

•  Во время чтения свет должен падать на книгу или тетрадь рав­номерно. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. В поле зрения ребенка во время работы не должно быть отражающих поверхностей.

Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности — 30—35 см.

•   Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости.

•  Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно ру­кой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев ка­саются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.

•  Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа, так как эта привычка может стать одним из провоцирующих близорукость факторов.

•  При покупке книги для ребенка обращайте внимание на раз­мер шрифта (мелкий не рекомендуется), цвет иллюстраций, длину строки (лучше короче), тогда вы избежите ненужного переутомле­ния глаз при чтении книг. © Наталья Кириллова

www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-kak-sohranit-horoshe-zrenie.html

Дыхание в жизни человека

     Решение проблемно-практических ситуаций

•  Детям на прогулке предлагается пробежать по дорожке. Обратить внимание на важность носового дыхания.

•  Обратить внимание на сломанную ветку дерева. Способствовать осознанию взаимосвязи бережного отношения к растениям и чи­стотой воздуха.

    Деятельность в повседневной жизни

•   Целевая прогулка в парк, лес.

Ваша задача: подвести детей к пониманию значимости благоприятных и не­благоприятных условий для дыхания человека.

•   Беседа «Мы и природа».

Ваша задача: обогащать знания о значении растений для очищения воз­духа, воспитывать бережное к ним отношение.

•  Дыхательная гимнастика.

Ваша задача: развивать легкие с помощью специальных упражнений.

•   Оздоровительные пробежки по территории.

   Ваша задача: развивать самоконтроль при носовом дыхании.

 Формируйте представления о важности пра­вильного дыхания, необходимо выработать у детей устойчивую привычку при незначительных нагрузках использовать носовое дыхание.

«Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей»

    Задача: познакомить со значением дыхательной гим­настики, правилами для успешного овладения дыхательными упраж­нениями, техникой их выполнения.

    Дыхание — важнейший физиологический процесс,  происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание мож­но влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая ми некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

    Начальная фаза дыхания — выдох. Чтобы получить новую порцию кислорода, необходимую для нормального функционирования организма, нужно освободить для него место в воздухоносных путях, пи достигается благодаря выдоху.

    Дыхательная пауза, следующая за выдохом, — переходная фаза, характеризующаяся завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Про­должительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и др. Дыхательная система детей не совершенна. Чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстила­ющая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы делаются еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В чи­стом воздухе меньше микробов, снижается риск заболевания.

    Жизненная емкость легких у ребенка маленькая, а потребность в кислороде велика, поэтому он дышит часто и поверхностно. В ком­плекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

    Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы — параллельно, руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя ( контроль  за  дыханием).

    Последовательность выполнения дыхательных упражнений:

    •    Встать прямо, опустить плечи и сделать свободный выдох; медленно поднять плечи, одновременно делая вдох; медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.

    •    Плечи вперед, скрещивая перед собой опущенные руки, делать свободный выдох; медленно отвести плечи назад, сводя лопатки, одновременно выдохнуть.

     Медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном   отделе, и, делая выдох, медленно выпрямиться и прогнуться назад, делая  вдох.

    •      И.п. то же. Сделать вдох, на выдохе повернуться вправо, одна рука за спину, другая вперед; вернуться в и.п.; повторить в другую сторону.

    •      Ноги на ширине плеч, руки опущены; медленно поднимать правую руку, скользя ею вдоль туловища и поднимая плечо, — вдох, опускать руку и плечо — выдох; то же, но в другую сторону.

«Почему нужно дышать носом?»

    Воздух, вдыхаемый через нос, проходит по носовым ходам и протокам, увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновре­менно раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции крово­тока и активности головного мозга.

    Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии.

   Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами. Поэтому очень важно своевременно на­учить ребенка пользоваться носовым платком, сморкаться пооче­редно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внима­ние на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос он спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Это тре­вожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.

    При ротовом дыхании у ребенка сужаются носовые проходы, что приводит к недоразвитию гайморовых пазух и замедлению роста костных структур верхней челюсти. А это нарушает звукопроизношение. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта способствуют нарушению артикуляции и гнусавости.

    У детей с привычным ротовым дыханием в результате ослаблен­ного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ. Это задерживает развитие нижней челюсти. В силу инстинктивно сохра­няемого организмом равновесия для осанки таких детей характе­рен передний наклон головы, который со временем ведет к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, лицевым мышечным болям, а также нарушению осанки.

    Давно замечено, что люди, которые не дышат носом, отстают в умственном развитии, у них хуже память, снижены все жизненные процессы, некрасивый цвет лица, дряблая кожа. Это происходит потому, что дышать носом — естественное состояние дыхательной системы организма (человек не дышит носом только в случае бо­лезни). Функции носа разнообразны: обоняние, очищение вдыхае­мого воздуха от пыли и согревание его зимой, борьба с вредной микрофлорой. Воздух, вдыхаемый носом, встречает целый ряд преград, поэтому при дыхании носом в грудной полости создается значительное разряжение воздуха. Это облегчает работу сердца, улучшает отток венозной крови от головы и уменьшает тем самым предпосылки к возникновению головных болей. Поэтому важно следить за использованием ребенком носового дыхания в повсед­невной жизни, при незначительных физических нагрузках.

    Очень часто при низких температурах видим, как вы, уважаемые родители, закрываете шарфом рот и нос ребенка. Как, на ваш взгляд, правильно ли вы поступаете? Должны с вами не согласиться. Дело в том, что, закрыв ребенку рот и нос шарфом, вы, по вашему мнению, утепляете органы дыхания, чтоб он не «хватанул» морозного воздуха. Но не забывайте, что по закону физики при соприкосновении теплого и холодного воздуха образуется влага, которая скапливается в вашем случае на шарфике ребенка. И он дышит не теплым, как вам кажется, воздухом, а еще более холодным в сравнении  с  окружающим, потому что влага усиливает эффект охлаждения. При закрытом шарфом носе затрудняется поступление воздуха в организм, поэтому ребенок открывает рот. Воздух не согревается и приводит к охлаждению дыхательных путей, что вызывает простудные заболевания.© Соловьева Ирина Леонидовна

nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/03/12/pochemu-nuzhno-dyshat-nosom

Скачать: Информация для родителей.docx