Проектная деятельность

   Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.  
       Использование технологии проектов в работе позволяет принять основной тезис современного понимания: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить». Это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Л. Морозова в своих исследованиях отмечает, что проектная деятельность позволяет учить детей: целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы. Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Технология проектов, имеющая не только познавательную, но и прагматичную ценность, привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. И детский сад не исключение.
      Я активно использую проектную технологию в воспитании и обучении детей своей группы, организованная по ней жизнедеятельность в группе позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Работа над проектом «Каждый имеет право» позволила повысить мою профессиональную компетентность по правовому воспитанию дошкольников, создать систему в работе с родителями по правовому воспитанию, формировать основы правового сознания дошкольников.

                                     Педагогический проект «Каждый имеет право» в подготовительной группе.                                                             Участники: воспитатели, воспитанники подготовительной группы, родители.

   Цель проекта: формирование основ правового воспитания у детей старшего дошкольного возраста и родителей.

   Актуальность проекта: Осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия. Все права и свободы человека могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе (Конституция РФ, ст. 1). И наоборот: осуществление прав человека – необходимое условие формирование гражданского общества и правового государства. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка. Дети – будущее нашей планеты. От степени их защищенности зависит успех формирования гражданского общества. С одной стороны права, ребенка есть права человека. С другой стороны, ребенок - это не только объект, требующий специальной защиты, но и субъект права, которому представлен весь спектр прав человека (Конвенция о правах ребенка). Дошкольное образовательное учреждение может и должно влиять на защиту прав ребенка, формировать у самого ребенка представления о своих правах и свободах, а педагоги не только давать детям знания, но и создавать условия для практического применения этих знаний.

    Задачи проекта:

• знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;

• повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании детей;

• воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;

• перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнения;

• создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительный деловой контакт»

• сохранять и укреплять здоровье воспитанников, способствовать осознанию понятия «Здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья;

• формировать у детей чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;

• способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений у детей;

• воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;

• развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать   коммуникативные умения и навыки;

• знакомить воспитанников в доступной форме с основными документами по защите прав ребенка.

   Ожидаемы результаты:

1.повышение профессиональной компетенции педагогов по правовому воспитанию дошкольников;

2.создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию;

3.создание системы по работе с родителями по правовому воспитанию дошкольников;

4.формирование основ правового сознания дошкольников.

    Разработка проекта:

  I. Анализ затруднений у педагогов по теме проекта. Постановка проблемы. Детальное изучение материала имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме.

 II. Определение цели и задач работы над проектом. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Разработка проекта: «Каждый имеет право»

III. Внедрение проекта по теме: «Каждый имеет право» в воспитательно –  образовательном процессе.

Мероприятия:

  • Консультации для родителей: «Проблема защиты прав ребенка в семье», «Защита детства в международном и Российском праве», «Поощрение и наказание»
  • Наглядная информация: оформление стенда «Каждый имеет право», памятки «Права родителей», «Права детей – дошкольников»
  • Индивидуальные беседы, индивидуальные консультации.
  • Игровая деятельность: игра-моделирование «Моя семья», сюжетно-ролевая игра «Путешествие по миру», «Неделя игры и игрушки»,
  • Цикл занятий по ознакомлению с окружающим: «Моя семья», «Как важно быть грамотным», «Если у Вас болит, Вам поможет Айболит», «Ты и твое имя», «Законы, по которым мы живем», «Как я отношусь к другим людям», «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка», «Я выбираю сам», «Зачем нужны правила», «Моя семья, моя фамилия», «Почему мне дали такое имя, и в каком документе оно записано».
  • Досуг: «Игрушки».
  • Ознакомление с художественной литературой по программе.
  • Рисование: «Моя семья».
  • «Составление генеалогического дерева», «Плакат о том, как сохранить здоровье», «Рисуем свои имена», «Моя любимая игрушка».
  •  Занятие: «В гостях у сказки».

Продукт проекта:

  1. Для родителей и педагогов – накопительная папка «Правовое воспитание детей».
  2. Для детей – выставка детских рисунков «Мои права».

      Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором участвуют не только дети и педагоги, а также вовлекаются родители. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Так, помогая найти проблему или даже провоцируя ее возникновение, вызывался интерес к этой проблеме, соответственно намечался и обсуждался план проведения проекта вместе с детьми или с родителями. Проект «Взаимодействие с семьей первая ступень полноценного развития ребенка» позволил сблизиться с семьями воспитанников и наладить доверительно – деловой контакт с родителями.                      

 Педагогический проект «Взаимодействиепедагогов, детей и родителей по знакомству с народным творчеством.»

 ТЕМАТИКА:  Проект творческий.

УЧАСТНИКИ: дети, воспитатели, родители.

СРОК  РЕАЛИЗАЦИИ: средней продолжительности.

Цель проекта:

  Развивать у детей и родителей познавательный интерес к русскому народному творчеству в ходе реализации проекта.

Актуальность проекта:

        В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с народной игрушкой приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.   Рисование, лепка — одни из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребенка. Продуктивные виды деятельности способствуют проявлению фантазии. Но  у детей слабо развита  моторика пальцев рук, отсюда невнятная, грамматически неправильная  речь, плохая память, рассеянное внимание. Поэтому включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале  народного искусства - одно из главных условий не только полноценного эстетического воспитания ребенка, но  и развития навыков, умений и способностей во всех видах деятельности.       Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый. Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Задачи проекта.

    Развивать у детей навыки совместной деятельности, мелкую моторику  рук.

     Вызвать интерес детей и родителей к народному творчеству, воспитывать уважение к работе народных мастеров.

     Формировать умение видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, русской матрешки (неваляшки), кукол - оберегов и  игрушек-погремушек.           Познакомить детей с историей их возникновения.

     Дополнить предметно – развивающую среду в группе.

Методы проекта.

• наглядный;

• словесный

• практический;

1.Непосредственно образовательная деятельность.
1.Рассматривание иллюстраций, книг, рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства

2. Знакомство с народной  игрушкой -  матрёшкой: беседа «Русская народная игрушка - матрёшка», «Украсим фартук для Матрешки» (рисование), «Узор для платка матрёшки» (рисование).

3. Знакомство с дымковской игрушкой: беседа «Дымковская игрушка» (рассказ об истории промысла), «Нарядная юбка барыни» (рисование), «Дымковские кони» (рисование), «Дымковское ателье» (рисование), «Уточка» (лепка – пластилин), «Петушок» (лепка – глина), «Барыня – водоноска» (рисование – трафарет).
 4.Беседа об игрушках «Моя любимая игрушка», «Как мы играем с игрушками», «Мои игрушки».

2. Совместная  и самостоятельная деятельность с детьми в режимных моментах

1.  Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, коми  игрушек-погремушек, дымковских  игрушек);

2. Сравнение двух игрушек или картинок.

3. Чтение художественной литературы: русских народных потешек 

и песенок,  заучивание стихов, загадывание загадок.                                                                                                                                    4. Дидактические и настольные игры: «Найди по силуэту», «Пазлы» (Собери целое),  «Найди пару».

5. Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад».

6. Подвижные игры «Карусели», «Заинька», «У медведя во бору».

7. Игры-ситуации «Наши куклы», «В магазине игрушек», «Городок игрушек», «В группу принесли новую игрушку, все хотят в нее играть».

8. Раскрашивание фигурок «Подружки-Матрешки», «Лошадка», «Петушок» - дымка.

9. Выставка детских рисунков.

10. Игры с игрушками.

3.Создание развивающей среды

1.  Пополнить игровые уголки игрушками. Внести атрибуты:  игрушки - мишка, курочки, матрешки-вкладыши, погремушки, неваляшки, музыкальные шумовые.   

2.Внести дидактические и настольные игры: «Найди по силуэту», «Пазлы» (Собери целое),  «Найди пару».

3.Пополнение уголка по изобразительной  деятельности дымковскими плоскостными деревянными фигурами, глиняными фигурами.

4. Взаимодействие с семьёй.

1.  Наглядная информация для родителей: консультация «Роль народной игрушки в эстетическом развитии детей», папка - передвижка «Я умею рисовать», буклет «Что такое народная игрушка».

2. Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Вятская игрушка» совместно с детьми, раскрашивание красками плоскостных силуэтов, выпиленных родителями из фанеры: «Матрешки», «Дымковская лошадка», «Барыня», «Козлик», «Индюк», «Барашек». Лепка и раскрашивание  дымковских игрушек из глины.

2.Создание развивающей среды на участке: постройка дымковских фигур из снега.

3. Родительское собрание «Роль народной игрушки в эстетическом развитии детей»

4. Мастер – класс по изготовлению коми  куклы -  оберега.

Итоги проекта.

1. Выставка совместных творческих работ детей, педагогов и родителей «Вятская   игрушка».

2.Создание предметно – развивающей  среды  в группе.

3.Презентация проекта «Взаимодействиепедагогов, детей и родителей по знакомству с народным творчеством.» (на мультимедийной доске).

      Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень их творческих способностей значительно вырос.