Здоровьесбережение детей
Перспективный план по сохранению и укреплению здоровья воспитанников группы.
Мероприятия |
Время проведения |
Ответственные |
Проведение утренней гимнастики |
Ежедневно |
Воспитатели |
Организованная образовательная область «Физическая культура» |
3 раза в неделю |
Воспитатели |
Прогулки |
Ежедневно |
Воспитатели |
Подвижные игры и упражнения |
Ежедневно |
Воспитатели |
Закаливающие процедуры:
- облегченная форма одежды в организованной деятельности и утренней гимнастике; -умывание и обливание до локтя прохладной водой, обливание ног; - ходьба по солевым дорожкам - ходьба по массажным дорожкам и ребристой доске для профилактики плоскостопия; - сон без майечек; |
Ежедневно (в зависимости от температуры воздуха): Ежедневно по утрам
Ежедневно по утрам
Ежедневно после сна
Ежедневно после сна |
Воспитатели |
Витаминизация пищи: - чай с витаминами; -чай с медом и лимоном; -введение в рацион чеснока и лука; -введение в рацион фруктов и овощей в виде салатов; |
Осенне-весенний период (ежедневно) |
Медицинская сестра, повара |
Проведение спортивных развлечений: |
1 раз в месяц |
Воспитатели, физинструктор |
Проведение физкультурных досугов: «Два жадных медвежонка» «Лучше папы друга нет» «Три поросенка» |
1 раз в квартал |
Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор |
Скачать: План по здоровью.docx
Тематический план "НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ"
-
Понедельник: "День чистоты"
Утро: дидактическая игра: " Кукла умывается"; игра-беседа, посвященная закреплению знаний о личной гигиене "Путешествие в страну Чистоты".
Прогулка: Игры с бегом: "Самолеты"; игры с прыжками: "Зайцы и волк"; игры с бросанием и ловлей: "Брось - поймай"; на ориентировку "Кто ушел?"
Вечер: Рассказывание воспитателем произведения С. Маршака "Мойдодыр".
-
Вторник: "В сказку за здоровьем"
Утро: подвижные игры: "Лошадки", "Лохматый пес».
Физкультурное занятие: «В сказку за здоровьем» (физинструктор).
Прогулка: самостоятельная двигательная деятельность.
Вечер: Показ театрализованного представления "Вова умывается" (школьники из самодеятельного театра).
-
Среда: "Я и дома и в саду с физкультурою дружу"
Утро: хождение по сенсорным дорожкам.
Музыкальное занятие (интегрированное) "Музыка Здоровья" (музыкальный руководитель).
Прогулка: подвижные игры: "Цветные автомобили", "Лиса в курятнике", "Котята и щенята", "Сбей кубик", "Прятки".
Вечер: Встреча с доктором Айболитом: «Про здоровье мы все знаем» (медицинская сестра).
-
Четверг: "Вместе весело шагать"
Утро: Игры с кольцебросами; дыхательное упражнение "Сдуй листочек".
Физкультурное занятие - "Быстрые ноги, ловкие руки" (физинструктор).
Прогулка: подвижные игры: "Сбей кеглю", "Найди свой цвет", "Мыши в кладовой".
Вечер: просмотр мультфильма "Федорино горе".
-
Пятница: "В здоровом теле - здоровый дух!"
Утро: рассматривание иллюстраций на спортивную тему.
Музыкальное занятие - "Солнышко смеется" (музыкальный руководитель).
Прогулка: подвижные игры: "Кролики", "По ровненькой дорожке", "Бегите к флажку", "Попади в круг"
Вечер: спортивное развлечение совместно с родителями «Два жадных медвежонка».
Скачать: План Недели здоровья.docx
В здоровьесбережение включаем технологию проектной деятельности. В презентации «Формирование потребности в двигательной активности и навыков охраны личного здоровья» раскрыта работа по физическому развитию.
Проект «Формирование потребности в двигательной активности и навыков охраны личного здоровья»
Обоснование проблемы:
Формирование потребности в двигательной активности и навыков охраны личного здоровья.
Цели:
- Приобщать детей к здоровому образу жизни
- Поощрять потребность в самостоятельной двигательной активности
Задачи:
- Укреплять здоровье детей.
- Создавать условия для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни ребенка.
- Выявлять интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовывать их через систему спортивно – оздоровительной работы.
- Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщать их к здоровому образу жизни.
- Создание предметно – пространственной среды в группе и на участке.
Технология внедрения проекта:
- Подготовительный - непосредственное выявление семей, ведущих здоровый образ жизни, налаживание тесной связи с родителями и обмен опытом;
- Основной - реализация задач проекта;
- Заключительный - подведение итогов и обобщение результатов работы.
Состав участников:
- Педагоги
- Медсестра МБГУЗ
- Родители
- Воспитанники
- Обслуживающий персонал детского сада
Формы работы:
- Просветительская и консультативная деятельность, информационные стенды, уголки здоровья, родительские собрания;
- Диагностика физического и психического состояния ребенка;
- Участие родителей в работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через организацию недели открытых дверей и посещений родителями занятий , дней здоровья, физкультурных праздников и развлечений;
- Утренняя гимнастика, физкультурные занятия;
- Физминутки на занятиях;
- Оформление предметно – развивающей среды;
- Воздушные ванны в течение всего года;
- Сон без маек, гимнастика после сна;
- Солевые и массажные дорожки, босохождение;
- Сквозное и форточное проветривание;
- Проведение подвижных игр;
- Индивидуальная работа по развитию физических качеств и навыков;
- Прием витаминов, использование фиточая, профилактический прием иммуномодуляторов (оксолиновой мази для носа); сбалансированное питание; вакцинация против гриппа; потребление фитонцидов (чеснока, лука), соков и фруктов;
- Ежегодное наблюдение специалистами МБУЗ «Прилузская ЦБ», МБУЗ «Летская ЦБ»;
- Ежедневные прогулки, экскурсии;
- Посещение воспитанников на дому, знакомство с условиями их жизни.
- Ингаляции с травами.
Результат:
- Создание предметно- пространственной среды в группе, на участке детского сада.
- Повысить уровень самостоятельной двигательной активности детей.
- Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.
Скачать: Презентация Формирование потребности.pptx (2 MB)
Методические рекомендации родителям по здоровьесбережению детей
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
«Как сохранить хорошее зрение?»
Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять его. Потеря зрения, особенно в детском возрасте, — это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всяким воздействиям, именно в детстве развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Большое значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в старшем возрасте — читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения.
Надо помнить:
• Общая продолжительность занятий в течение дня суммарно не должна превышать 40 мин в возрасте от 3 до 5 лет и одного часа и 6—7 лет. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться через каждые 10—15 мин для отдыха глаз с использованием переключения. Следует предоставлять детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.
• Очень важно обучить ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Помните, что длительные просмотры телепередач или занятия на компьютере оказывают вредное воздействие на зрение. Длительность непрерывного просмотра телепередач или занятий на компьютере для дошкольников не должна превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора — от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.
• Во время чтения свет должен падать на книгу или тетрадь равномерно. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. В поле зрения ребенка во время работы не должно быть отражающих поверхностей.
Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности — 30—35 см.
• Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости.
• Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.
• Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа, так как эта привычка может стать одним из провоцирующих близорукость факторов.
• При покупке книги для ребенка обращайте внимание на размер шрифта (мелкий не рекомендуется), цвет иллюстраций, длину строки (лучше короче), тогда вы избежите ненужного переутомления глаз при чтении книг. © Наталья Кириллова
www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-kak-sohranit-horoshe-zrenie.html
Дыхание в жизни человека
Решение проблемно-практических ситуаций
• Детям на прогулке предлагается пробежать по дорожке. Обратить внимание на важность носового дыхания.
• Обратить внимание на сломанную ветку дерева. Способствовать осознанию взаимосвязи бережного отношения к растениям и чистотой воздуха.
Деятельность в повседневной жизни
• Целевая прогулка в парк, лес.
Ваша задача: подвести детей к пониманию значимости благоприятных и неблагоприятных условий для дыхания человека.
• Беседа «Мы и природа».
Ваша задача: обогащать знания о значении растений для очищения воздуха, воспитывать бережное к ним отношение.
• Дыхательная гимнастика.
Ваша задача: развивать легкие с помощью специальных упражнений.
• Оздоровительные пробежки по территории.
Ваша задача: развивать самоконтроль при носовом дыхании.
Формируйте представления о важности правильного дыхания, необходимо выработать у детей устойчивую привычку при незначительных нагрузках использовать носовое дыхание.
«Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей»
Задача: познакомить со значением дыхательной гимнастики, правилами для успешного овладения дыхательными упражнениями, техникой их выполнения.
Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая ми некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Начальная фаза дыхания — выдох. Чтобы получить новую порцию кислорода, необходимую для нормального функционирования организма, нужно освободить для него место в воздухоносных путях, пи достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза, следующая за выдохом, — переходная фаза, характеризующаяся завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и др. Дыхательная система детей не совершенна. Чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы делаются еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В чистом воздухе меньше микробов, снижается риск заболевания.
Жизненная емкость легких у ребенка маленькая, а потребность в кислороде велика, поэтому он дышит часто и поверхностно. В комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.
Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы — параллельно, руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя ( контроль за дыханием).
Последовательность выполнения дыхательных упражнений:
• Встать прямо, опустить плечи и сделать свободный выдох; медленно поднять плечи, одновременно делая вдох; медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.
• Плечи вперед, скрещивая перед собой опущенные руки, делать свободный выдох; медленно отвести плечи назад, сводя лопатки, одновременно выдохнуть.
Медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе, и, делая выдох, медленно выпрямиться и прогнуться назад, делая вдох.
• И.п. то же. Сделать вдох, на выдохе повернуться вправо, одна рука за спину, другая вперед; вернуться в и.п.; повторить в другую сторону.
• Ноги на ширине плеч, руки опущены; медленно поднимать правую руку, скользя ею вдоль туловища и поднимая плечо, — вдох, опускать руку и плечо — выдох; то же, но в другую сторону.
«Почему нужно дышать носом?»
Воздух, вдыхаемый через нос, проходит по носовым ходам и протокам, увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга.
Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии.
Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами. Поэтому очень важно своевременно научить ребенка пользоваться носовым платком, сморкаться поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос он спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Это тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.
При ротовом дыхании у ребенка сужаются носовые проходы, что приводит к недоразвитию гайморовых пазух и замедлению роста костных структур верхней челюсти. А это нарушает звукопроизношение. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта способствуют нарушению артикуляции и гнусавости.
У детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ. Это задерживает развитие нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведет к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, лицевым мышечным болям, а также нарушению осанки.
Давно замечено, что люди, которые не дышат носом, отстают в умственном развитии, у них хуже память, снижены все жизненные процессы, некрасивый цвет лица, дряблая кожа. Это происходит потому, что дышать носом — естественное состояние дыхательной системы организма (человек не дышит носом только в случае болезни). Функции носа разнообразны: обоняние, очищение вдыхаемого воздуха от пыли и согревание его зимой, борьба с вредной микрофлорой. Воздух, вдыхаемый носом, встречает целый ряд преград, поэтому при дыхании носом в грудной полости создается значительное разряжение воздуха. Это облегчает работу сердца, улучшает отток венозной крови от головы и уменьшает тем самым предпосылки к возникновению головных болей. Поэтому важно следить за использованием ребенком носового дыхания в повседневной жизни, при незначительных физических нагрузках.
Очень часто при низких температурах видим, как вы, уважаемые родители, закрываете шарфом рот и нос ребенка. Как, на ваш взгляд, правильно ли вы поступаете? Должны с вами не согласиться. Дело в том, что, закрыв ребенку рот и нос шарфом, вы, по вашему мнению, утепляете органы дыхания, чтоб он не «хватанул» морозного воздуха. Но не забывайте, что по закону физики при соприкосновении теплого и холодного воздуха образуется влага, которая скапливается в вашем случае на шарфике ребенка. И он дышит не теплым, как вам кажется, воздухом, а еще более холодным в сравнении с окружающим, потому что влага усиливает эффект охлаждения. При закрытом шарфом носе затрудняется поступление воздуха в организм, поэтому ребенок открывает рот. Воздух не согревается и приводит к охлаждению дыхательных путей, что вызывает простудные заболевания.© Соловьева Ирина Леонидовна
nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/03/12/pochemu-nuzhno-dyshat-nosom
Скачать: Информация для родителей.docx