Развитие мелкой моторики
«Инновационное использование нетрадиционных техник, нестандартного оборудования и пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики и координации движений рук у детей».
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Меня заинтересовали упражнения, связанные с развитием пальцев рук детей. У большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых легких упражнений замедленный.
Все это подтолкнуло меня к работе над развитием мелкой моторики рук у детей. А так как работу начинала с малышами, то основной формой моего взаимодействия с детьми стала совместная деятельность. Данная система инновационной работы с детьми представлена в игровой форме, доступной для восприятия детей. Игра для детей – это сама жизнь. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть.
На основе собственного педагогического опыта разработана следующая система практической работы по развитию мелкой моторики.
В работе ставила такие задачи:
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать речь детей, вырабатывать правильное звукопроизношение;
- Формировать познавательную активность и творческое воображение детей;
- Развивать зрительное, слуховое восприятие, мышление.
Главные условия решения этих задач: повысить у детей интерес к пальчиковым играм, сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной и сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Игры проводятся несколько раз.
«Пальчиковые игры» – культурное наследие немецкого народа, почти забыты в настоящее время. Однако заметим: история существования их исчисляется столетиями.
Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить в семье, в детских садах и яслях. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают объективную реальность окружающего мира: предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Сошлемся на пример известной «сороки-воровки», которая кашку варила, деток кормила… Ведь не раз мы с вами убеждались, с каким интересом реагирует ребенок, когда кто-либо из нас, загибая детские пальчики, приговаривает эти строки. Почти идентична этой рифмовке немецкая, рассказывающая о пальцах. Вот ее примерное содержание:
Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий их домой несет.
Четвертый высыпает.
Самый маленький – шалун
Все, все, все съедает.
Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «под», «над» и т. д. Особенно важны для развития и воспитания детей элементы творчества, которые возникают во время «пальчиковых игр». Это обстоятельство позволяет без специального реквизита инсценировать рифмовки и рифмованные истории.
Если ребенок усвоит одну какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других рифмовок, песенок и рассказов. Дети от года до двух лет воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые производятся двумя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. Четырех - пятилетние дошкольники предпочитают игры с множеством событий. Более того, охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом – мелкими предметами, домиками, пластмассовыми
шариками.
Использовались различные методы и формы работы. Пальчиковые игры проводились на НОД (как физминутки) и в режимных моментах. Они оформлялись разнообразным самодельным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками, своеобразным кукольным театром на пальцах (из колечек, из катушек, из трубочек, из бросового материала и сшитые из ткани родителями).
Для укрепления и развития руки и координации движений проводилась гимнастика для рук, массаж пальчиков, занятия по рисованию и лепке, застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнуровок и ленточек, игры с мозаикой и различными конструкторами, вырезание, игры в пазлы, пересыпание круп, завязывание узелков.
Для развития мелкой моторики рук использую не только традиционные игры, методы и приемы, но и нетрадиционные. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна для рук, использование природного материала (шишек, орехов). Детям интересно рисование песком, крупой, применение различных бытовых предметов (прищепок, веревок, бус, пуговиц, бросовый материал и многое другое).
Сухой бассейн для рук может служить средством для развития моторики и координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне. Малыши найдут на дне сухого бассейна что-нибудь особенное и испытают новые ощущения!
Рисование песком, крупой очень нравится детям. В ящике (можно на любом подносе) ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки.
Игры с пуговицами, пробками, кнопками, молниями, застежками, шнуровками. Воспитатель показывает детям, какие действия можно выполнить с этими предметами, а затем предлагает ребятам самостоятельно застегнуть, расстегнуть их, шнуровать или выложить узор из пуговиц, нащупать пробки в мешочке.
"Игры - моталочки" - эти полезные соревновательные игры для детей дошкольного возраста. Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координацию и быстроту движений. В этих играх часто использую социо – игровую технологию, когда дети объединяются в пары, в подгруппы по несколько человек и устраивают
соревнования.
Игры с бусами.
В настоящее время меня заинтересовала авторская методика Майи Ивановны Родиной «Бусоград». Майя Ивановна предлагает систему игр и упражнений с бусами для использования в работе с детьми 2 – 7 лет для развития мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков, освоения сенсорных эталонов, а также воспитания положительных качеств личности: внимания, терпения, фантазии и других качеств. Книга Майи Ивановны называется « Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки». Сначала шло непринужденное знакомство с бусами, которые висят в уголке ряженки. Дети крутят их в ручках, перебирают пальчиками бусинки, надевают их на себя и друг друга, прихорашиваются перед зеркалом.
Знакомясь с бусами, перебирая их, дети одновременно повторяют и закрепляют цвета, форму, их величину. Проговаривая слова игр и упражнений, развивается речь. Дети учатся говорить чисто и выразительно, у них вырабатывается дикция. Можно сочинять удивительные истории.
Игры и упражнения использую, как динамические паузы между занятиями. Они развивают координацию движений обеих рук в соответствии со словами игр.
С помощью бус можно «рисовать» фантастические картины. Дети удивляются и радуются своим « рисункам». Порой они задумывают одно, а получается совершенно другое.
В этих играх также использую социо–игровую технологию, когда у детей есть возможность объединиться по двое, трое или подгруппой. Детям дается возможность договариваться, составлять план совместных действий и вместе его осуществлять.
В ходе совместной деятельности взрослого и сверстников развивается общение, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к самостоятельной деятельности со сверстниками. Дети учатся договариваться друг с другом, придумывают свои игры и упражнения, сочиняют и показывают удивительные истории, в ходе этих игр развивается внимание и терпение.
В процессе взаимодействия с детьми создавала такие ситуации, которые ориентируют на личностное развитие: ситуацию успеха, ситуации, обращенные к личному опыту ребенка, выбора задания, способа его выполнения, партнера по деятельности. Все это предоставляло ребенку возможность реализовать себя как личность и ставило перед необходимостью самому принимать решения, проявлять волю для достижения цели и выражать свою индивидуальность. Старалась предоставлять ребенку право выбора (кукол для пальчиков, материалы для рисования, право выбора игр, партнера и т. д.)
Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.